Экология рыб

Места обитания лосося

Видео

Методики для учащихся

Лососи  Сахалина и Курил

Люди и лосось

Книги и статьи

Словарь

 

Роль лосося в жизни коренных народов Сахалинской области

Промысел лососей аборигенами велся с незапамятных времен. Как показали археологические раскопки в Британской Колумбии, туземцы ловили этих рыб еще 8 тысяч лет назад. Не случайно в легендах индейцев тихоокеанского побережья штата Вашингтон говорится, что первой пищей первого человека был выловленный лосось. В значительной степени за счет лососей существовало население Аляски, Камчатки, Охотского побережья, берегов Амура и Приморья. Известно, что при слабых подходах лососей вымирали от голода целые селения ительменов, нивхов, айнов.

Рыболовство является непременным условием существования местных жителей Сахалина. Рыбная ловля для пропитания особенно важна для 3400 жителей, относящихся к коренному населению, обитающих в основном в северной части Сахалина. Вся жизнь рыболовов, в первую очередь нивхов, до мельчайших подробностей связана с промыслом рыбы. Рыба круглый год даёт им пропитание, из рыбьей кожи шили одежду и обувь. В период промысла рыбы местные жители заготавливают и рыбью кожу для одежды, обуви, рукавиц. Обычно во время обработки осенней кеты на юколу женщины отбирают крупные особи рыбы и сдирают с них кожу. Высушенную кожу рыб смягчают сначала при помощи деревянной деревянной ступки, затем мнут руками. Познания о коже той или иной рыбы передаются от отца к сыну, от матери к дочери. Так, из кожи осенней кеты шили верхнюю одежду – халат, рукавицы, обувь.

Широкое распространение изделий из рыбьей кожи – одна из этнографических особенностей коренных народов Сахалина. И на каждом предмете – орнамент, своеобразные рисунки. Особенно богато украшаются женские халаты из хорошо выделанной рыбьей кожи. На них мастерицы наносят естественной краской, а чаще вышивкой изображения орла, оленя, различных птиц, рыб, драконов, летучих мышей. Очень красивы женские свадебные халаты. Рисунки на них исполнены с большим знанием животного и растительного мира. При этом мастерицы подбирают такие цвета ниток, которые особенно выделяют ту или иную черту животного или растения. В фондах Сахалинского краеведческого музея накоплен довольно большой материал по рисункам на рыбьей коже.

Например, хранится несколько халатов нанайских женщин, в том числе два нарядных и богато орнаментированных, украшенных полосками рыбьей кожи желтого, голубого, красного и черного цветов. Спина халата покрыта орнаментальными медальонами, выполненными техникой аппликации из разноцветной рыбьей кожи. Орнамент – спирально-ленточный со стилизованными изображениями птиц.

Нивхские халаты также украшают синей, красной, черной и другими красками, наносят орнамент из цветных ниток, сухожилий, рыбьих кож, пришитых техникой опликации. В какой-то степени подобные украшения на нанайских халатах из рыбьей кожи, хранящихся в Сахалинском краеведческом музее.

Непременным атрибутом одежды рыболовов являются нарукавники, наголенники, пояса, рукавицы, передники. Всё это также украшается орнаментом. Орнаментом украшают и охотничьи сумки для складывания одежды и предметов охотничьего снаряжения, а также поясную сумочку охотника в виде бумажника. Также делают много трутниц из рыбьей кожи, покрытой узором, выполненным в технике аппликации, окрашенной в красный и синий цвета. Образцы народного орнамента на изделиях из рыбьей кожи, сохранившиеся до сих пор, свидетельствует о высоком художественном творчестве, которое было достигнуто сахалинскими мастерами в их практической деятельности.

вверх 

Миф айнов о лососе

Согласно космологической концепции айнов, земля состоит из шести миров, каждый из которых имеет своё функциональное назначение. Люди живут в мире, называемом Канна мосири («верхний мир») или Увекари нотереке мосири («мир, в котором множество топает ногами»). Он представляет собой океан с дрейфующими по нему островами. По аналогии с местом обитания айнов всякая суша рассматривалась ими как остров. Океан с островами представлялся расположенным на спине гигантского лосося. Когда он шевелится, на суше происходят землетрясения, а в океане — приливы и отливы. Во время штормов лосось глотает суда, от этого они и гибнут.

 Лосось в жизни  нивхов

У всех нивхских родов один из основополагающих мифов, которым они ранее руководствовались повседневно, имеет следующий сюжет (В. Санги).

В одно время, когда в реки пришло очень много горбуши, некоторые нивхи от обилия пищи забыли заповеди предков о бережливом отношении к природе. Они отрезали от рыбы и ели лишь лакомые места: глаза, нежные носовые хрящи, сочные щеки. А тушки выбрасывали. Потом, когда рыбы пришло ещё больше, нивхи стали срезать только пук (хрящеватые носы) и ели, пока не насыщались. А саму рыбу, покалеченную, выбрасывали в воду.

Но вот наступило другое время, и до земли нивхов дошло мало рыбы. И тогда к нивхам пришел голод: дети и старые люди обессилевали, умирали.

Тогда добытчики, сами обессиленные, сели в лодку и ушли в море добывать нерпу. В тумане они блуждали долго и оказались на острове у бога-творца Тайгнада. Творец позвал людей к себе домой, накормил и показал под лежанкой лунку с водой. Нивхи наклонились, чтобы получше разглядеть, что это за вода плещется в такой маленькой лунке – там оказался большой водоем. В этом водоеме плавало множество покалеченных, изуродованных рыб: кто без носа, кто без глаза, а кто без щеки. Плавали они еле живые, мучились от нанесенных им нивхами ран и увечий.

– Вот видите, – сказал Творец нивхам. – Эти рыбы не дошли до нерестилищ. Покалеченные вами в реках, они вернулись в море, приплыли ко мне и будут теперь мучится вечно. И ваша земля отныне оскудеет рыбой, и на нивхов, оставшихся без еды, найдет мор.

После встречи с Творцом нивхи вновь стали бережливо относится ко всему живому. И больше беды не знали. И вновь нивхи и их собаки сыты. И до прихода на Сахалин иноземцев нивхи из поколения в поколение руководствовались своим мифом-наставлением.

Ещё во второй половине 19 и начале 20 века заливы и реки Сахалина заполнялись лососем настолько плотно, что шесты или весла, которыми пользовались люди при движении по воде, стояли стоймя и лодки не могли продвинуться против хода лососей на нерест.

Надо отметить, что нивхи по природе своей ихтиофаги, то есть рыбоеды. И рыба, как и морской зверь, у них является генетически определенным питанием всего народа. В то же время нивхи – собаководы. Собаки использовались ими как транспортное средство и как помощники в добыче лесного зверя и нерпы-акибы в отдушинах во льду зимой. Так сколько же нужно рыбы и какой, чтобы нивх со своими собаками мог безбедно существовать?

Напомним, что два столетия назад нивхи не имели металлической пешни и не могли делать в толстом льду майны. Таким образом, основное время заготовки рыбы впрок у них безледный период. А это май – октябрь. И указанный период – это время хода на нерест разной рыбы. Но у каждого вида рыбы своё время. Не случайно сезоны заготовки разной рыбы отражены в нивхском календаре. Май – п`итул (месяц вскрытия рек), июнь – масксо лон (месяц малой рыбы – красноперки), июль – тэнги вота лон (межрыбный месяц), сентябрь – лаги вота лон (месяц заготовки юколы из кеты). И в октябре нивхи заготовляли юколу из кеты осенней. А с наступлением морозов поднимались на лодках по ещё незамерзшей реке в верхние нерестилища – заготовляли и морозили кижуча впрок.

Ловили рыбу острогами (чак), крючками разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чосп, матл, чэвл и др.), разнообразными удочками, сетями прямоугольными, мешкообразными, ставными (в том числе подледными) и плавными (чаар ке, хурки ке, ноке, лырку ке, анз ке и др.), неводами (кыр ке), сачками, летними и зимними заездками. Нивхские рыбаки в результате многовековой практики изучили водоемы своих районов и рыбные ресурсы этих вод, а также особенности миграции лососевых рыб. Как исконные рыболовы они достигли в этом известной степени совершенства. По течению рек, по метеорологическим условиям нивхи определяли, вдоль какого берега пойдет больше рыбы. И на основе своих предположений они строили в этих местах заездки и располагали рыболовецкие станы.

Таким образом, лососевые виды рыб занимали в рационе питания нивхов ведущее место. Конечно, кроме лососей, нивхи употребляли в пищу и разнообразную морскую рыбы (камбалу, бычка, навагу), а также пресноводную (щуку, чебака, карася). Заготовляли впрок юколу из всех видов рыбы.

Можно ли подсчитать, сколько же рыбы в вяленом виде (в виде юколы) приходилось на одного нивха в год? В том числе и на прокорм собак?

Ещё в начале 20 века исследователи нивхской жизни подробно изучили этот вопрос. Владимир Санги  в течение последнего десятилетия были предприняты попытки возродить традационный образ жизни на заливе Чайво Ногликского района. И в 2002 г. его семья, состоящая из четырех человек при семи собаках, достигла максимального потребления рыбы, в том числе в вяленом виде, которая легче всего поддается учету. Было заготовлено 4 200 штук юколин. Из них лососи составили 1200 штук, в том числе горбуша 80 процентов по количеству хребтов (для собак) и примерно 30 процентов по вяленой филейной массе. Остальное – кета: около 20 процентов по количеству хребтов и 70 процентов по массе завяленных филейных полос-боковин.

Тут надо учитывать, что в давние времена типичной нивхской жизни, когда в рационе питания практически отсутствовали мучные продукты, овощи и картофель, количество потребной юколы возрастало в три-четыре раза.

И в свете сказанного мы вновь обратимся к древнему мифу-притче о встрече истощенных добытчиков с богом-творцом Тайгнадом. Легко понять, что философия мифа сложилась из жизненно необходимой идеологии бережливого обращения человека со стихией и животным миром, составляющими понятие «среда обитания нивха». То есть рыба, зверь, птицы, насекомые, нивх – составные части среды обитания. И такое гармоничное сосуществование нивха и окружающей природы продолжалось в течение тысячелетий, пока нивх жил на своем Сахалине изолированно от остального мира и по своим обычаям. Такое сосуществование закончилось в 19 веке, когда Сахалин колонизировали Япония и Россия. И добыча рыбы здесь приняла массовый, коммерческий характер. 

вверх

Применение лосося ороками

Ороки, или, согласно старому самоназванию, уйльта - народ действительно уникальный: их осталось всего 350 человек, и живут они только на Сахалине. В свое время разводили ездовых оленей, однако и рыбалкой промышляли. Ороки с наступлением весны также ловили лососевых. Традиционная пища – сырая, вяленая, мороженая, вареная, копченая и соленая рыба. Из рыбы приготавливали юколу. Ее брюшки и наиболее жирные куски ели, обжарив на углях и запивая рыбьим или нерпичьим жиром. Из юколы варили суп, заправляя крапивой, стеблями кувшинок, морской капустой, добавив рыбий жир. Бульоны варили также из мяса нерпы, оленя, др. диких животных, раковин. В рыбный или мясной бульон клали листья молодой полыни, крапивы, борщевика. Сверху чум покрывали покрышками (гуйдэ) из рыбьих кож. Одежда ороков близка одежде соседей – нивхов. Женские халаты из рыбьей кожи (вэлтэли, уттэури) сохранились лишь в памяти стариков, поскольку одежду стали приобретать на ярмарках. Народы Сахалина хорошо знали свойства рыбьих кож. Очень крепкие на разрыв, непромокаемые, они служили материалом для шитья как повседневных, так и праздничных халатов (Декоративно-прикладное искусство народов ДВ,2000).

вверх

Источники:

1.      Добротворский М. М., Айно-русский словарь, Казань, 1875 г.

2.      Журнал «Экология: культуру и общество»; 2005 г.

3.      Таксами Ч. «Живые родники»; Южно-Сахалинск Дальневосточное книжное издание; 1989 г.

4.      Декоративно-прикладное искусство народов ДВ, 2000 г.

5.     http://enc.mail.ru/encycl.html?encycl_id=mif

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год