Экология рыб

Места обитания лосося

Видео

Методики для учащихся

Лососи  Сахалина и Курил

Люди и лосось

Книги и статьи

Словарь

 

Мастерская «Форма рыбки»

Практическое руководство по ознакомлению детей с водными экосистемами,проект «Дикая природа», Совет по экологическому образованию США (перевод Елены Московкиной, редакция Галины Чан)

Понятия: адаптация, окраска, маскировка, среда обитания.

Цель игры:

Для дошкольников: показать, как форма тела и окраска рыб помогает им приспособиться к жизни в определенных условиях.

Для школьников: показать, каким образом различные адаптации рыб помогают им выживать в конкретном месте обитания.

Материалы

Карточки (по 5 шт.) по каждому из четырех видов адаптации: рот, форма тела, окраска, воспроизводство (для дошкольников используются только карточки с изображением формы тела и окраски); наборы для рисования и бумага; литература с изображением ярко иллюстрированных рыб; комплект карточек с изображением рыб с разнообразной формой тела и окраской.

Введение

Обитатели водной среды в том виде, в котором мы их сегодня знаем, — это результат их длительного и непрерывного приспособления к изменяющимся условиям жизни. Умение адаптироваться является главной особенностью, благодаря которой вероятность сохранения численности животных увеличивается.

Если среда обитания меняется, то выживают лишь те виды, которые способны изменяться вместе с ней. Остальные обречены на полное или частичное исчезновение.

Каждая среда обитания отличается большим разнообразием природных условий, даже отличные друг от друга рыбы способны жить и развиваться здесь вместе абсолютно свободно.

Некоторые виды адаптации рыб приведены ниже, в таблице.

Информация для учителя

 
Адаптация Преимущества Примеры

Тип рта

Присоска, напоминает насос

Питается очень маленькими растениями и животными

Карп

Верхняя челюсть длиннее нижней

Охотясь, смотрит вниз

Осетр

Верхняя челюсть короче нижней

Охотясь, смотрит вверх

Барракуда

Челюсти в форме утиного клюва

Резко хватает добычу

Щука

Огромная пасть

Окружает челюстями добычу

Окунь, окунь-группер

Форма тела

Напоминает торпеду

Плавает с большой скоростью

Форель, лосось, тунец

Плоское брюхо

Питается на дне

Сом. навага

Вертикально плоская

Охотится наверху или на дне

Пролеска, карась, сазан

Горизонтально плоская

Живет на дне

Камбала, палтус

Выпуклая спинка

Противостоит течению

Некот. виды лосося, голавль

Окраска

Светлое брюхо

Снизу незаметна для хищников

Большинство мелких рыб. окунь, тунец, скумбрия

Темная верхняя часть

Незаметны сверху

Пролеска, барракуда, камбала

Вертикальные полосы на теле

Прячется в растительности

Шука-маскинонг. молодая щука, китайский окунь ауха

Горизонтальные полосы на теле

Прячется в растительности

Желтый и белый окунь

Тело в крапинку

Прячется в скалах и на дне

Snook, форель, морской и другие окуни, прилипалы

Размножение

Мечет икру на дно

Не видно врагу

Форель, лосось, большинство мелких рыб

Мечет икру в «гнездышко»

Защита от взрослых рыб

Окунь, колюшка

Мечет икру в толщу воды

Большое количество икринок

Полосатый окунь

Икра крепится на растения

Незаметна

Окунь, северная щука, карп

Живородящая

Высокий уровень выживаемости

Гуппи

 

Ход занятия

Первый этап

1. Поручите ученикам найти или нарисовать картинку животного с особым способом приспособления к окружающей среде: жирафа, сову и др.

2. Организуйте общеклассовое обсуждение ценности различных видов адаптации для животных. Попросите учеников выявить способы приспособления человека к среде своего обитания, обсудите их.

3. Соберите картинки и рисунки учеников, а затем разделите их на группы в соответствии с видом адаптации:

— защитный окрас, маскировка;

— очертания, форма тела, обтекаемость;

— тип рта, поведение при приеме пищи;

— способ размножения;

— другое (для дальнейшей игры не понадобится).

Примечание: для дошкольников три первых этапа необязательны. Далее потребуются только карточки с формой тела и окрасом.

4. Учащимся необходимо разбиться на пять или более групп по четыре-шесть человек. После этого раздайте каждой группе учеников по четыре карточки (одна карточка — один вид адаптации). При необходимости сделайте дополнительный набор карточек.

5. Попросите каждую группу учеников создать свою рыбу, опираясь на данные полученных карточек:

— придумать причудливую форму рыбе и изобразить ее;

— дать рыбе название;

— нарисовать и описать среду ее обитания.

Второй этап

1. Попросите каждую группу участников по очереди представить перед остальными свой проект: рассказать об особенностях созданной рыбы; о том, как она приспособлена для выживания в данной среде обитания, включая особенности ее адаптации к этой среде обитания.

2. Для школьников: попросите учеников сделать выводы о значимости адаптации для рыб и других животных.

Дополнительные возможности игры

1. Возьмите любую карточку с указанным на ней способом адаптации и найдите реально существующую рыбу, которая адаптируется представленным на карточке способом. Для выполнения этого задания раздайте учащимся специальную литературу, обращая внимание прежде всего на яркие иллюстрации.

2. Изучите найденный пример, опишите образ жизни данной рыбы. Поразмыслите над тем, какой должна быть среда ее обитания, учитывая окраску рыбы, форму тела, тип рта.

 

   

скачать карточку 1                           скачать карточку 2

Обсуждение

Для дошкольников

1. Раздайте детям карточки с изображением рыб с разнообразной формой тела и окраской.

2. Попросите их показать всей группе изображения рыб:

— имеющих на теле вертикальные полосы (такие рыбы незаметны среди растений);

— имеющих горизонтальную плоскую форму тела (такие рыбы живут на дне);

— которые незаметны сверху (у них спина окрашена темнее, чем брюшная сторона тела).

Для школьников

1. Назовите по два примера адаптации рыб по способу воспроизводства, форме тела, окраске, рту; объясните их преимущества.

2. Придумайте животное, способное адаптироваться к жизни в вашем школьном уголке (на вашем пришкольном участке). Определите, какими будут его рот, форма, окраска, способ воспроизводства, «меню», место, где можно спрятаться, и т. п. Нарисуйте и объясните полученный результат.

вверх

Сборник «Игры у моря», авторы-составители:   Г. М. Чан и О. Г. Пермякова, Представительство  корпорации «ИСАР Инк.» во Владивостоке, Ресурсно-информационный центр  экологического образования г. Владивостока, 2005 г.

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год