Экология рыб

Места обитания лосося

Видео

Методики для учащихся

Лососи  Сахалина и Курил

Люди и лосось

Книги и статьи

Словарь

 

Крючки и лестницы

Проект «Дикая природа» (Project Wild, Aquatic), США (1992)

  

Понятия: Жизненный цикл, экологические факторы, лимитирующие факторы.

Цель: Показать детям особенности жизненного цикла тихоокеанских лососей и выявить основные лимитирующие факторы, снижающие численность лососей на всех этапах его миграционного путешествия.

Материалы. Для этой подвижной игры необходимо оборудовать игровое поле, как показано на рисунке, включая нерестовый участок, водохранилище, направление течения (вниз и вверх по реке), океан, рыбную лесенку и водопад. Размер площадки должен быть приблизительно 30 х 15 м (для маркировки игрового поля понадобится около 150 м веревки). Потребуются также скакалка, две картонные коробки, сто жетонов или фишек (карточки размером 3 х 5 см или что-либо другое).

Введение

Жизненный цикл тихоокеанских лососей.1

У тихоокеанского лосося процесс размножения происходит только раз в жизни. Инстинкт, движущий лососем c момента появления на свет и до гигантского путешествия от родного ручья вниз, в океан, генетически закодирован в его поведении. Проведя в море несколько лет до достижения зрелого возраста, лососи в одиночку возвращаются к месту, где они появились на свет из икринок. Там лососи мечут икру и умирают.

Самки тихоокеанских лососей во время нереста откладывают от 1500 до 7000 икринок. Икринки самка откладывает в выкопанную ею мелководную гравийную лунку. Отложенную икру оплодотворяет самец, и затем оба родителя зарывают икринки для наибольшей защиты. Через несколько дней самец и самка завершают репродуктивный цикл и погибают.

Икринки подвержены огромному числу лимитирующих факторов. Удушающий ил, поднятый в результате разрушения водораздела процессами, связанными с хозяйственной деятельностью человека, включая эрозию почвы при строительстве дорог, сплав леса и пожары, может в одно мгновение замыть и уничтожить икринки. Хищники могут съесть икру и тем самым нанести вред всему выводку. Снижение уровня воды может изолировать потомство лосося в лунке, и оно погибнет.

Первые две недели появившаяся на свет рыбка — малек с желточным мешком проводит прячась в гравии. Постепенно рыбешка поглощает свой запас питательных веществ из желточного мешочка. Теперь она уже называется молодью рыбы. Если молодь выживает в первые дни недели, то вскоре начинается ее путешествие — скатывание вниз по течению реки. В зависимости от вида мальки лосося могут провести в реке от нескольких месяцев до года и более, прежде чем начнут движение к эстуарной зоне (зоне смешения вод реки и моря), а затем к открытому океану.

Маленький, стремящийся в океан лосось, который теперь уже зовется серебрянкой

(в морской период жизни — до 3–5 лет — тело тихоокеанских лососей покрыто серебристой, легко опадающей чешуей), продолжает свое рискованное путешествие.

Плотины особенно сильно замедляют движение рыбы. Часто молодь лосося, проплывая водохранилище, дезориентирована, так как не может найти течение в его стоячей воде, и сразу же становится уязвимой для различных хищников. Низкий уровень воды в ручьях, хищные птицы, млекопитающие и большие рыбы создают дополнительный риск для лосося. До 90 процентов молоди никогда не достигают океана.

Турбины в плотинах гидроэлектростанций являются серьезным препятствием для молоди, много рыбы гибнет при прохождении через турбины. (Хотя на большинстве дамб имеются водосливы, направляющие движение лососей, когда они проходят через турбины.)

Достигнув океана, лосось начинает очень быстро расти, питаясь богатыми морскими запасами. Однако хищники, такие, как акулы, косатки и другие морские млекопитающие, все же берут свою дань. Вылавливают лосося и рыбаки.

Через два года — пять лет взрослый половозрелый тихоокеанский лосось вновь начинает путешествовать, на этот раз — к месту своего появления на свет. Но подъем из океана против течения реки довольно нелегкое занятие. Плотины, препятствующие этому путешествию, могут полностью блокировать движение рыбы, если не установлены рыбные лестницы. Рыбные лестницы — это специально наполненные водой лотки, позволяющие рыбе подниматься вверх по течению в обход дамбы.

Рыбаки, а помимо человека, и другие хищники (орлы, медведи, прочие плотоядные) значительно уменьшают численность лосося, идущего на нерест. Иногда оползни и застрявшие сплавляемые бревна создают новые неожиданные барьеры. Водопады и стремнины также являются серьезными препятствиями на пути рыбы.

С прибытием на место нереста жизненный цикл тихоокеанского лосося начинается снова. Некоторые биологи считают, что для сохранения популяции тихоокеанских лососей необходимо, чтобы хотя бы одна пара рыб из каждого выводка вернулась к своей лунке и отложила икру.

Распределение ролей: 2

1. Хищники — 2 человека.

В самом начале игры хищники располагаются в районе водохранилища выше турбин, стараясь поймать мальков лососей, когда они будут искать путь из водохранилища вниз по течению реки. Когда мальки пройдут турбину, хищники переместятся ниже по течению и будут ловить лососей, направляющихся вниз по течению в океан. Когда все лососи уже добрались до моря, те же самые два хищника будут контролировать территорию выше водопада. Здесь они будут ловить лососей непосредственно перед тем, как те начнут входить на участок для нереста (смотри рисунок на странице 13).

2. Турбины гидроэлектростанции — 2 человека.

Они крутят скакалку, через которую прыгают лососи. Когда все лососи пройдут турбину, двигаясь вниз по течению, эти участники перемещаются в ту часть игровой площадки, где изображено направление против течения реки — в район водопада. Теперь их задача — следить за прыжками лососей через водопад.

3. Рыбаки — 2 человека.

Рыбаки вылавливают лососей с судов в открытом океане. Эти ребята — для снижения их скорости и маневренности — держат одну ногу в картонной коробке — рыболовецком судне.

4. Все остальные участники изображают лососей. Задача каждого игрока-лосося — минуя все препятствия, добраться до нерестилища.

 

Ход игры

1. В начале игры все дети-лососи находятся на участке для нереста. Сначала все рыбки скапливаются в водохранилище над плотиной, пока ведущий (сам или с детьми) считает до тридцати. Эта ситуация показывает растерянность мальков лососей, не понимающих, в каком направлении им двигаться, ведь в озере отсутствует течение, призванное помочь им в дальнейшем путешествии к морю. (В это время хищники ловят лососей и сопровождают их к дамбе, где те становятся частью рыбной лестницы 3.)

2. Турбины гидроэлектростанции. Оставшиеся в живых лососи начинают свое путешествие вниз по течению реки. Основное препятствие для них — это турбина в плотине гидроэлектростанции.

Дети-лососи не могут обойти стороной скакалку-турбину (хотя они могут проскочить под руками крутильщиков скакалки, не коснувшись их). Скорость вращения скакалки непостоянна, она может меняться, как будто операторы турбины меняли скорость ее вращения. Лосось умирает, если его задела скакалка-турбина.

3. Хищники ниже турбин. Пройдя турбины, лосось должен благополучно миновать и некоторых хищников, прежде чем он спустится в море. Хищники, которые перешли из водохранилища в область за турбинами, ловят лососей. Погибшие лососи сопровождаются хищниками к рыбной лестнице и становятся ее частью.

4. Жизнь в океане. Как только лосось окажется в открытом океане, он пытается собрать жетоны, а его в это же время начинают ловить рыбаки 4.

Жетоны (фишки) возраста находятся за границами площадки с двух сторон территории открытого океана. За время одной пробежки поперек площадки-океана может быть взят только один жетон. Для того чтобы взять жетон, площадка-океан должна быть пересечена полностью — об этом надо напоминать. Лососи во время своего пребывания в океане (пока они собирают жетоны) становятся наиболее уязвимыми и могут быть легко пойманы с рыболовного судна.

Лососи двигаются вперед-назад по территории океана до тех пор, пока не соберут по четыре жетона. Каждый жетон представляет один год жизни в океане. Рыба, собравшая четыре жетона (прожившая 4 года в океане), начинает миграцию вверх по течению.

Таким образом, в открытом океане лососи проводят 4 года своей жизни 5.

5. Рыбная лестница. Как только участник-лосось соберет четыре жетона, он может начать миграцию вверх по течению. Он должен пройти через всю рыбную лестницу. Движение по рыбной лестнице дает ученикам представление о том, каким утомительным может быть путешествие вверх по течению. На рыбной лестнице хищники не могут причинить вред лососю.

6. Водопад. Поднявшись по рыбной лестнице, лососи встречают на пути широкий водопад. Водопад является одним из природных барьеров, с которыми сталкиваются лососи, плывя вверх по течению. Лососи должны перепрыгнуть всю ширину водопада, чтобы продолжать свой путь. Убедитесь в том, что расстояние, которое дети должны перепрыгнуть, для них реально 6. Двое учеников, ранее изображавших турбины, наблюдают за прыжками. Если прыжок не удался, ребенок должен вернуться к началу рыбной лестницы и пройти весь путь заново.

7. Над водопадом. Ребята, которые начинали игру как хищники за турбинами, после того как все лососи пройдут турбины, перемещаются на территорию выше водопада и продолжают играть роль хищников, например медведей. Медведи опять представляют опасность для лосося, так как могут поймать его на пути от водопада к нерестовому участку. Еще раз напомните, что хищники должны ловить рыбу обеими руками. Если лосось пойман, он становится ступенькой рыбной лестницы.

8. Игра заканчивается, когда все лососи исчезают, так и не достигнув нерестового участка, или когда все выжившие лососи дойдут до нерестилища.

Обсуждение

Проведите с детьми дискуссию и обсудите следующие вопросы:

1. Сколько лососей выжило и сколько погибло? Каково у лососей видимое соотношение выживших и погибших особей?

2. Почувствовали ли ребята во время игры роль преград и барьеров?

3. Какова роль хищников и рыбаков в жизни лососей?

4. Где были наибольшие потери лососей?

5. Где потери оказались наименьшими?

6. Что было бы, если бы все отложенные икринки (и лососи) прошли путь к океану и обратно?

7. Что в игре выглядело реально, как в жизни, а что нет?

Попросите участников подвести итоги: что они узнали о жизненном цикле лососей, о его миграции и влияющих на них лимитирующих факторах? Убедитесь, что участники могут дать четкое определение понятия «лимитирующие факторы».

Побудите участников сделать обобщение, что все животные — а не только тихоокеанские лососи — подвергаются воздействию лимитирующих факторов.

Пояснения 

1 Тихоокеанские лососи — группа лососевых рыб, обитающих в водах США; в российских водах сходную биологию имеют горбуша, кета, кижуч, нерка.

Если в группе больше 25–30 человек, измените число детей, которые будут рыбачить или изображать хищников.

3 Лососи, которые съедены хищниками или погибли в турбине, немедленно становятся частью рыбной лестницы. Таким образом, эти ребята не будут больше рыбами, но они продолжают участвовать в игре как части сделанной людьми лесенки и впоследствии будут использованы лососями, идущими на нерест, для обхода такого препятствия, как дамба. Участники, которые стали ступеньками лестницы, становятся на четвереньки на расстоянии ширины плеч друг от друга.

4 Обе группы — и хищники, и рыбаки — должны схватить лосося двумя руками, а не просто дотронуться до него, затем они ведут лосося к рыбной лесенке. Отведя одного лосося и сделав его частью лесенки, они вновь возвращаются на свой участок игрового поля и продолжают ловить лососей, обеспечивая таким образом наиболее реальную численность рыбы.

5 Эта часть игры служит для создания наиболее реальной картины влияния лимитирующих факторов на соотношение погибшей и выжившей популяции лососей, начинающей подъем против течения к месту нереста.

6 Когда вы играете в зале на жестком полу, прыжок в длину через водопад может быть заменен несколькими прыжками с камня на камень (нарисуйте их мелом на полу или обозначьте каким-то другим образом). Такая замена позволит избежать травм, которые вероятны при прыжках на жестком полу или площадке. Камни следует располагать на таком расстоянии, чтобы дети могли легко прыгать с одного на другой.

вверх

Сборник «Игры у моря», авторы-составители:   Г. М. Чан и О. Г. Пермякова, Представительство  корпорации «ИСАР Инк.» во Владивостоке, Ресурсно-информационный центр  экологического образования г. Владивостока, 2005 г.

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год