Экология рыб

Места обитания лосося

Видео

Методики для учащихся

Лососи  Сахалина и Курил

Люди и лосось

Книги и статьи

Словарь

 

Ловля рыбы

Переводчики с английского Бриджид Мак-Кормак, Марина Сорочкина, Татьяна Головня (Корпус мира США),

Понятия: баланс, экономика, экология, природопользование.

Эта игра — упрощенный вариант известной игры «Всемирное рыболовство» Эрика Баака. К ней не требуется компьютерной поддержки, и потому ею без труда могут воспользоваться учителя средних и старших классов.

Цель: Показать необходимость ведения рационального природопользования, соблюдения баланса между экономикой и экологией.

Материалы: бумага для изготовления корабликов (лодок); 200 скрепок (или других мелких предметов), имитирующих рыбу; небольшая коробочка (коробка для налогов); ручки; карандаши; копии правил и начальных условий игры для каждой команды; листы бумаги для ведения подсчетов.

Ход игры

Игра проходит в три этапа: подготовительный этап, процесс игры и подведение итогов. Перед началом игры внимательно изучите правила и начальные условия, чтобы потом в процессе игры подробно объяснить их детям.

Правила игры. Игра состоит из 10 раундов, которые соответствуют 10 годам.

Перед началом каждого раунда ведущий размещает на игровом поле скрепки, имитирующие находящуюся в море рыбу. В начале игры в море 40 тонн рыбы, значит, на игровом поле должно быть или 40 металлических, или 4 цветных скрепки.

Каждый раунд начинается с того, что участники выводят свои лодки в море (ставят их на карту — игровое поле) и ловят рыбу (забирают с карты — игрового поля то количество скрепок, которое соответствует объему пойманной рыбы).

Раунд заканчивается, когда каждый из участников имел возможность половить рыбу — вывести свои лодки в море и забрать с поля нужное количество скрепок.

В начале каждого раунда команда может принять решение о покупке новых лодок (начиная со второго раунда, т. к. в начале игры средств на покупку пока нет). В этом случае участники изготавливают большую лодку из бумаги.

Если команда купила большую лодку, то перед началом каждого раунда она платит за нее налог, то есть кладет две скрепки в коробку для налогов. Таким образом, каждой командой, имеющей большую лодку, должны быть положены по две скрепки в коробку для налогов.

Начальные условия игры

1. В море 40 тонн рыбы. Если вы применяете скрепки, то, например, одна металлическая скрепка может обозначать 1 тонну рыбы, а одна цветная скрепка — 10 тонн рыбы.

2. Каждый год (раунд) количество рыбы в море удваивается.

3. У каждой команды есть одна маленькая лодка.

4. Маленькая лодка может выдержать (поймать) 5 тонн рыбы; большая лодка —
10 тонн рыбы.

5. За покупку большой лодки надо заплатить 12 тонн рыбы. После ее покупки в каждом раунде (ежегодно) необходимо платить налог — 2 тонны рыбы.

Подготовительный этап

Участники рисуют карту моря и обозначают на ней страны, которые оно омывает (карта может быть настоящей или вымышленной). В течение игры карта будет служить игровым полем.

Играющие делятся на команды от одного до пяти человек, выбирают страну, которую они будут представлять, и изготавливают из бумаги одну маленькую лодку.

Процесс игры

1. Разделите участников на команды. Сообщите, что каждая из них в этой игре будет представлять страну. Лучше если ребята сразу выберут капитана, который будет фиксировать подсчеты в ходе игры.

2. Объясните ребятам правила игры и дайте каждой команде бумагу, чтобы сделать лодки и фиксировать количество рыбы.

3. Приведите в порядок игровое поле (выложите необходимое количество скрепок). В начале игры в море размещаются 40 скрепок. Не забудьте: в начале каждого раунда количество скрепок должно составлять удвоенную величину ее количества в предыдущем раунде.

4. Перед каждым раундом каждая команда решает, сколько рыбы она будет ловить — в зависимости от размера и количества лодок.

5. Начало раунда. Участники платят налоги (если они купили лодку), а затем продвигают свои лодки в море и ловят то количество рыбы, которое они хотят и могут взять (в зависимости от размера лодки). Игроки не обязательно должны брать максимальное количество рыбы, которое может выдержать их лодка. Они могут оставлять скрепки, которые они поймали — это их прибыль, или использовать их для покупки новых лодок.

В ходе игры один человек из команды (капитан) в конце каждого раунда должен подсчитывать и записывать количество выловленной рыбы и одновременно вести учет количества рыбы в море, так как от этого может зависеть дальнейшее решение команды о том, сколько рыбы можно добыть в следующем раунде.

6. Игра заканчивается: если было проведено 10 раундов; если вся рыба в море выловлена; если количество рыбы в море достигает 80 тонн — море переполняется.

Подведение итогов. После окончания игры попросите каждую команду нарисовать график, который отразит изменение количества выловленной рыбы в каждом раунде. Пусть ребята представят графики всем остальным и расскажут, как проходила игра.

Вопросы для обсуждения

1. Что происходило в каждой команде?

2. Стремились ли вы к выигрышу?

3. Думали ли вы о поддержании численности рыбы в море или о своей прибыли?

4. Почему вы размышляли именно об этом?

5. Как количество рыбы в море отразилось на вашем доходе?

вверх

Сборник «Игры у моря», авторы-составители:   Г. М. Чан и О. Г. Пермякова, Представительство  корпорации «ИСАР Инк.» во Владивостоке, Ресурсно-информационный центр  экологического образования г. Владивостока, 2005 г.

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год